Нельзя представить себе
по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии.
География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и
патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к
природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.
Одна из задач школьной
географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся
основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными
носителями информации.
Сегодня одним из
направлений модернизации системы географического образования является внедрение
компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать
аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики
преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать
психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.
Бурное развитие новых
информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили
определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток
новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении,
распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают
большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.
Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени
осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные
массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы
ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего
труда и мог их оценить.
Помочь учителю в решении
этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и
современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь
использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным,
строго дифференцированным и индивидуальным.
Глубоко изучив
методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед
собой задачу решения проблемы «Активизация познавательной деятельности на
уроках географии через использование ИКТ». Причиной этого явилось наблюдение
общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Анализ исследований
ученых-педагогов (Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А.Гордон, С.Л.
Рубинштейн и др.), а также результаты собственных диагностик образовательной
практики, которые свидетельствуют о том, что более чем у половины моих
учеников, школьников подросткового возраста, наблюдается нейтральный, а в ряде
случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. Показателями этого
являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных
источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению
исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы
собственной деятельности при работе с географическими данными. В результате у
ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и
самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности,
привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.
Работа над этой проблемой
побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют
повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в
каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у
него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только
при целостном подходе к учебной деятельности.
Исследовав
методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности,
находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою
деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на
уроках географии через использование ИКТ, на создание общей системы учебной и
воспитательной работы.
Анализ обозначенных
проблем определил цель моей
педагогической деятельности как обеспечение необходимого уровня усвоения
школьниками систематизированных знаний по географии через формирование
познавательных интересов, формирование способностей к самообразованию,
потребности в самосовершенствовании, развитие ИКТ-компетентности.
В связи с этим
определяются задачи:
- Обеспечение
качества усвоения знаний по географии.
- Развитие
общеучебных умений и навыков.
- Содействие
развитию ИКТ-компетентности.
- Организация
деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.
При организации и
осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации,
контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и
нетрадиционные подходы в преподавании географии, активно использую новые
информационные технологии.
Выделяю три основные формы работы с ИКТ на уроках
географии.
Во-первых, это их непосредственное применение в учебном
процессе. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из
окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга называемого
Землей. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать
проблему наглядности.
Если раньше стояла
проблема обеспечения учебного процесса географическими картами, то, например, с
использованием интерактивной доски и комплекта интерактивных ресурсов стало
возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в
учебном процессе. Особенно это касается курса экономической географии, где
данные об экономическом состоянии стран мира меняются постоянно. Каждый год
происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с опозданием,
поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам, в том числе к
Интернет.
Собирая нужные документы
(фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления
компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, подготовки к ЕГЭ,
выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Презентации с помощью данной
программы, при необходимости можно изменять и дополнять.
Приведу пример
использования программы Power Point при изучении темы «Урбанизация». В
ходе урока ученики должны получить представления о разных городах нашей страны,
функциях городов, их проблемах. Программа позволила мне в нужной
последовательности составить план урока, используя материал учебника, ресурсы
Интернет, мультимедийное пособие – виртуальная школа «Кирилла и Мефодия».
Программа позволяет не повторять
заданные вопросы учащимся, они выделены на слайдах, что экономит время урока.
Кроме этого, она помогает слабым учащимся увидеть ответ на экране, прочитать,
записать, а это психологически облегчает процесс усвоения. Все это
сопровождается, по возможности, фотографиями, что позволяет получить
представление о конкретных городах. Да и сам процесс работы на уроке
ускоряется, учащиеся быстрее ориентируются в тексте, с интересом ищут ответы,
анализируют, высказывают свое мнение.
В результате – при правильном распределении
внимания учащихся, задействуются три механизма восприятия:
1. зрительно-образное,
связанное с фотографиями,
2. слуховое сознательное,
связанное с пониманием того, что я говорю,
3.дополнительное
зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного
материала. Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям
образовательного процесса и способствуют формированию верных географических
представлений.
Информационно-коммуникативных
средств, которые можно использовать в общеобразовательной школе, достаточно
много. Несомненным прогрессом педагогической практики географического
образования признано внедрение в учебный процесс мультимедийных электронных
учебников. Мультимедийные учебники для 6-10 классов позволяют существенно
экономить время, как на уроке, так и во время подготовки к нему.
В 2005 году на уроках я
начала использовать мультимедийные учебники по географии для 6-10 классов,
электронную энциклопедию и коллекцию мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия. Диски
содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения еще
более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе
различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные
статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов,
так что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от
программы.
Вторая форма работы – это
применение ИКТ для организации
самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности учащихся
по географии вне школьных занятий.
Учителя географии часто сталкиваются с работой
со статистическим материалом, трудность работы с ним заключается в его быстром
устаревании, сложности усвоения. Для решения этой проблемы удобно использовать
технологию учебных проектов. Например, по теме «Страны-малютки» проект содержит
несколько интересных картосхем, диаграмм, пирамид, дополняющих и углубляющих
информацию учебника, для создания которых учащиеся собирали статистический
материал в сети Интернет и ежедневной прессе. Продуктом этого проекта – презентацией
я пользуюсь при объяснении темы «Страны
Европы». Работая над созданием презентации, ребята использовали программу Power Point, которой обучились на уроках
информатики.
Таким образом, внедрение
в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий, обеспечивает
единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
В моих планах – возможность
проводить уроки с использованием Интернет,
т.е. с непосредственным выходом в сеть. С применением Интернет на уроках можно
расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной
программы, в том числе и к географии, особенно это касается материала,
изучаемого в старших классах, так как ученики открывают для себя мир в целом и каждой
страны в отдельности.
Большое внимание в своей педагогической
деятельности я уделяю учебно-исследовательской и реферативной работе с
учащимися:
а) в учебном процессе;
б) во внеурочное время.
Исследовательский метод
выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения
географии и актуален при изучении региональной географии.
Третья форма – это применение информационных технологий для
обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр,
электронных энциклопедий и т.д.).
Всем известно, что
различные формы внеучебной деятельности имеют сравнимую, а иногда большую
эффективность в образовательном процессе.
Опыт нашей школы
свидетельствует, что существует достаточное количество областей внеурочной
деятельности учащихся, которые поддаются информатизации. Так, например, возможно
комплексное использование средств ИКТ:
- в
подготовке и проведении общешкольных праздников;
- в
организации работы в классных коллективах при подготовке классных часов,
родительских собраний, интеллектуальных игр и др.;
- в
работе кружков, секций и объединений дополнительного образования;
Средства ИКТ позволяют
информировать учащихся о туристических мероприятиях, предоставить учащимся и их
родителям исчерпывающую информацию о предстоящих путешествиях. Выполняя рабочие
снимки цифровым фотоаппаратом, перенося их на компьютер, анализируя, выбирая
информацию в Интернете, учащиеся знакомятся с позитивными возможностями
информационных технологий, приобщаясь к современным средствам коммуникаций. И
как результат – повышается познавательная творческая активность учащихся.
Информационные технологии подняли на более высокий уровень организацию
воспитательной работы в школе.
Использую ИКТ и в
организации дополнительного образования. Деятельность кружка «Клуб любителей
мультимедиа», который я веду, невозможна без современных медиасредств.
Итак, компьютерные
технологии помогают мне сделать работу на уроке и внеурочное время интересной,
повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят
удовлетворение своей работой.
Я могла бы еще продолжить
свое повествование о том, как можно повысить желание ученика учиться, познавать
этот удивительный предмет – география, но позволю себе сделать выводы.
Внедрение новых
информационных технологий и компьютерной техники в образовательный процесс
позволяет изменять традиционную систему образования. Это относится и к
географии, в которой наряду с традиционными формами, методами и средствами
обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий
мультимедийных средств.
Следует отметить, что
использование ИКТ дает учителю широкие возможности планировать свой урок,
составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные
презентации и осуществлять контроль усвоения знаний.
На уроках географии важно
создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить,
развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы
поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной
деятельности, любом направлении.
Таким образом, очевидно,
что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на
уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования
инновационных технологий в преподавании предмета.
Школьник становится
активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа
действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к
обучению. При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и
приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое
мышление. Использование такого подхода в преподавании географии является важным
средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому,
творческого воспитания и развития.
Таким образом, использование современных
информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной
деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и
учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.
Учитель
географии Бельченко Т.Н. 2011 г.
|